-
О журнале
-
Редакционная коллегия
-
Условия публикации
-
Регламент опубликования статей
-
Публикационная этика
-
Архив
-
Статьи по авторам
-
Статьи по рубрикам
-
Подписка и распространение
-
Библиотека журнала «Вопросы образования»
-
Контакты
Рейтинг Science Index
|
1 место — в рубрике «Народное образование и педагогика» (2020)
10 место — в общем рейтинге SCIENCE INDEX за 2020 год (более 4000 журналов)
Двухлетний импакт-фактор РИНЦ 2020: 6,925 (с учетом цитирования из всех источников)
Пятилетний импакт-фактор РИНЦ 2020: 3,483
Десятилетний индекс Хирша 2020: 39
|

|
|
|
По материалам V международной конференции РАИВО |
|
8–9 |
| |
|
10–13 |
| |
|
14–38 |
Ульрих Тайхлер - профессор Международного центра исследований в области высшего образования Университета Касселя (Германия). Адрес: Universität Kassel, Mönchebergstraße, 19, 34109, Kassel. E-mail: teichler@incher.uni-kassel.de
Анализируется развитие и изменение за последние полвека представлений о многообразии высшего образования, структуре систем высшего образования, институциональных паттернах их организации. Особое внимание уделяется сильным и слабым сторонам рейтингов университетов как одного из аспектов вертикального многообразия систем высшего образования и метода оценки эффективности высших учебных заведений. Автор считает, что страна, стремящаяся достичь равновесия в построении своей образовательной системы, настоятельно нуждается в выработке целенаправленной политики в области высшего образования. Ее составными частями должны стать не только конкуренция между университетами и подражание лучшим в том, что касается качества исследований, но и обеспечение горизонтального многообразия, поддержка преподавания, повышение социальной значимости высшего образования, усилия по повышению качества образования и роли университетов, не занимающих верхние строчки рейтингов.
| |
|
39–57 |
Стив O. Майкл - PhD, профессор педагогики высшего образования, проректор и вицепрезидент по учебной работе Университета Аркадии (2009–2014), временный исполнительный директор Ассоциации глав университетских департаментов по научной работе (США). Адрес: 450 South Easton Road, Glenside, PA 19038–3295, USA. E-mail: stevemichael2014@gmail.com
С нарастанием интернационализации высшего образования, с резким увеличением численности студентов, преподавателей, исследователей, которые учатся и работают за пределами своей страны, возникает настоятельная необходимость в выработке глобальных стандартов, на основании которых можно было бы контролировать качество образования. Автор считает, что наиболее эффективным средством контроля качества в системе высшего образования является добровольная аккредитация образовательных учреждений — периодическая внутренняя инспекция, результаты которой подтверждаются внешними организациями. Обсуждаются потенциальные преимущества международной аккредитации учреждений высшего образования, которая могла бы стимулировать и облегчить сотрудничество между аккредитованными университетами из разных стран. Процесс и результаты проведения аккредитации сопоставляются с практикой рейтингования вузов, которая рассматривается как коммерческая экспертиза, основанная на субъективном мнении оценщиков и не измеряющая реальное качество образования.
| |
|
58–87 |
Марек Квиек - профессор, директор Центра изучения государственной политики Познанского университета им. А. Мицкевича (Польша), руководитель Кафедры институциональных исследований и политики высшего образования ЮНЕСКО. Адрес: Uniwersytet im. Adama Mickiewicza, ul. H. Wieniawskiego 1, 61–712 Poznan, Poland. E-mail: kwiekm@amu.edu.pl
Исследование интернационализации академической профессии в Европе основано на индивидуальных данных 17 211 сотрудников вузов (исследователей и преподавателей) из 11 европейских стран, собранных в сопоставимом формате. Рассматриваются модели интернационализации преподавательской, исследовательской деятельности и публикационной активности в естественно-научных дисциплинах, а также в социальных и гуманитарных науках, оценивается влияние международного научного сотрудничества на индивидуальную исследовательскую продуктивность. Сравниваются показатели научной продуктивности и участия в интернациональных авторских коллективах у сотрудников вузов, участвующих и не участвующих в совместных исследованиях с зарубежными коллегами («международников» и «местных»), по всей Европе. Кратко обсуждается применение полученных данных в научной политике европейских стран.
| |
Теоретические и прикладные исследования |
|
88–117 |
Прахов Илья Аркадьевич - кандидат экономических наук, научный сотрудник Международной научно-учебной лаборатории институционального анализа экономических реформ, Институт институциональных исследований, НИУ ВШЭ. Адрес: Москва, 101000, Мясницкая ул., 20. E-mail: ipra@inbox.ru
Несмотря на массовость российского высшего образования и наличие стандартизированных экзаменов, абитуриенты могут сталкиваться с определенными барьерами на этапе поступления и в результате оказываться в неселективных вузах, которые, как правило, предлагают образовательные программы более низкого качества по сравнению с селективными. На основе данных Мониторинга экономики образования и Рейтинга качества приема оцениваются факторы, влияющие на выбор вуза по степени его селективности. Показано, что выбор селективного вуза определяется не только полученными баллами ЕГЭ (основной критерий отбора абитуриентов в РФ), но и характеристиками, напрямую не связанными со способностями абитуриента: уровнем образования у отца, материальным положением семьи, размерами ее культурного капитала, а также характеристиками школы (типом школы и наличием определенной специализации в классе) и объемом денежных инвестиций в дополнительную подготовку к поступлению. Подтвержденное влияние данных факторов ставит под сомнение равенство возможностей при поступлении в вузы и доступность качественного высшего образования для абитуриентов из семей с невысоким социально-экономическим статусом.
| |
|
118–136 |
Терентьева Марина Алексеевна - младший научный сотрудник Института социально-экономических и энергетических проблем Севера Коми научного центра Уральского отделения РАН. Адрес: Республика Коми, 167982, г. Сыктывкар, ул. Коммунистическая, 26. E-mail: iesp@mail.ru
Проанализировано современное состояние образовательной системы Республики Коми. Представлена профессионально-квалификационная структура рабочей силы северного региона. Рассмотрена эволюция системы профессионального образования начиная с 1959 г. Показано, что система образования развивается в соответствии с «догоняющей» стратегией, предполагающей всеобщность высшего профессионального образования. В условиях недиверсифицированной структуры производства в Республике Коми система профессионального образования вынуждена решать две противоречащие друг другу задачи: с одной стороны, выполнение «Стратегии 2020», в которой основное внимание уделено переориентации региона на инновационный тип развития, с другой — преодоление дисбаланса на рынке труда. В настоящее время в регионе формируются образовательные кластеры — лесной и нефтегазовый. В результате система подготовки кадров должна прийти в соответствие структуре экономике региона, которому нужны рабочие кадры.
| |
|
137–181 |
Рощин Сергей Юрьевич - кандидат экономических наук, проректор, заведующий кафедрой экономики труда и народонаселения, заведующий научно-учебной лабораторией исследований рынка труда НИУ ВШЭ. E-mail: sroshchin@hse.ru
Рудаков Виктор Николаевич - аналитик научно-учебной лаборатории исследований рынка труда НИУ ВШЭ, аспирант кафедры экономики труда и народонаселения. E-mail: victor.n.rudakov@gmail.com
Адрес: 101000, Москва, ул. Мясницкая, 20.
Представлен обзор исследований факторов, определяющих стартовую заработную плату выпускников вузов. Преимущественное внимание уделяется работам, в которых затрагивается вопрос, насколько заработная плата выпускников может являться измерителем качества полученного образования. Обсуждаются теоретические концепции, объясняющие причины различий в уровне заработной платы выпускников: теория человеческого капитала, теория образовательных сигналов, теория компенсационных различий, а также эмпирические исследования, ставившие целью количественно оценить вклад различных факторов в формирование заработной платы выпускников. Анализ литературы показал, что, несмотря на значительный вклад качества образования, существует множество других факторов, способных оказывать влияние на уровень заработной платы. Среди них разнородность выпускников, разнородность рабочих мест, несовершенства рынка, индивидуальные предпочтения выпускников и их стратегии выхода на рынок труда. Представленный обзор и критический анализ зарубежного опыта в исследовании взаимосвязи качества высшего образования и уровня заработной платы выпускников позволяет сформулировать общие требования к качеству данных в рамках возможного внедрения в России системы мониторинга выпускников вузов.
| |
Практика |
|
182–200 |
Королева Диана Олеговна - директор Конкурса инноваций в образовании Института образования НИУ ВШЭ. E-mail: dkoroleva@hse.ru
Хавенсон Татьяна Евгеньевна - научный сотрудник Международной лаборатории анализа образовательной политики Института образования НИУ ВШЭ. E-mail: tkhavenson@hse.ru
Адрес: Москва, 101000, Мясницкая ул., 20.
Анализируются социальные и профессиональные характеристики, а также ценностные ориентации современного инноватора в сфере образования. Исследование проводилось среди участников Конкурса инноваций в образовании 2014 г., выборка составила 304 респондента. Ценностные ориентации выявлялись с помощью портретного опросника Ш. Шварца. Результаты сравнивались с данными о ценностных ориентациях российского населения, полученными в ходе Европейского социального исследования (European Social Survey) в 2012 г. Участники конкурса значимо отличаются от среднего россиянина как по субъективной важности для них тех или иных ценностных ориентаций, так и по структуре их иерархии. Инноваторам более свойственны ценности самостоятельности, благожелательности и универсализма, готовность идти на риск в профессиональной деятельности. Они в меньшей степени руководствуются в своих действиях желанием получить и удержать власть, не основанную на собственных достижениях. Проведенное исследование показало, что инновации в области образования готовы предложить и реализовать как специалисты — сотрудники образовательных учреждений разного уровня, так и сотрудники организаций, не имеющих прямого отношения к образованию, а также школьники и студенты. Инноваторов отличает высокий образовательный уровень и активное участие в мероприятиях дополнительного образования.
| |
Статистика и социология образования |
|
201–213 |
Докука София Владимировна - кандидат социологических наук, младший научный сотрудник Института институциональных исследований НИУ ВШЭ. E-mail: sdokuka@hse.ru
Валеева Диляра Рашитовна - младший научный сотрудник Института институциональных исследований НИУ ВШЭ. E-mail: dvaleeva@hse.ru
Адрес: Москва, 101000, ул. Мясницкая, 24.
С появлением средств для сбора и хранения динамических данных о поведении и достижениях учащихся, а также с разработкой новых методов анализа социальных сетей стало возможным изучение коэволюции сетей и поведения. Динамический сетевой анализ позволяет ответить на вопрос, каким образом формируются и передаются те или иные формы поведения учащихся, например вредные привычки, помогает проследить процесс формирования дружбы или вражды между школьниками и студентами, оценить влияние социальных связей учащихся на их академические достижения. Представлен обзор двух основных методов, используемых при эмпирическом анализе динамики социальных сетей. Стохастические акторно-ориентированные модели (SAOM) являются одним из наиболее разработанных подходов к изучению динамики социальных сетей. В SAOM текущее состояние сети оказывается зависимым исключительно от предыдущего состояния сети. Эволюция сети является не дискретным, а непрерывным процессом, так что структурные макроизменения представляют собой совокупность микроизменений. При этом изучаются не структура сети и предпосылки ее формирования в начальный момент времени, а процессы, лежащие в основе зафиксированных изменений. Альтернативным подходом к изучению динамики социальных сетей являются дискретные временные экспоненциальные модели случайных рафов (STERGM). В них наблюдаемая социальная сеть представляет собой реализацию одной из возможных сетей c заданными характеристиками. Формирование сети является результатом стохастического процесса, и задача исследователя состоит в том, чтобы выявить природу его движущих сил. При сравнении эмпирически выявленной социальной сети с сетями аналогичного размера определяются структурные свойства сети и характеристики акторов, оказавшие влияние на процесс создания сети. Рассмотрен пример использования обеих моделей на одном наборе данных.
| |
|
214–233 |
Брюханов Максим Витальевич - кандидат экономических наук, младший научный сотрудник Международной научно-учебной лаборатории институционального анализа НИУ ВШЭ. E-mail: mbryukhanov@gmail.com Поляченко Сергей Сергеевич - M. Sc. in Economics, младший научный сотрудник Международной научно-учебной лаборатории институционального анализа НИУ ВШЭ. E-mail: sergiy.polyachenko@gmail.com Адрес: Москва, 101000, Мясницкая ул., 24. Выделены пять факторов, которые влияют на когнитивные навыки, измеренные с помощью различных стандартизированных тестов: возраст, пол индивида, образование, жизненный и профессиональный опыт. Целью данного исследования было выяснить, каковы характер и сила воздействия этих факторов на когнитивные навыки и компетенции, измеренные тестами Программы международной оценки компетенций взрослых — PIAAC. Методом главных компонент выделены два латентных эндогенных фактора, объясняющих вариацию числа лет обучения и использования когнитивных навыков на работе и дома. С помощью двух- и трехшагового методов наименьших квадратов определено влияние каждого из факторов на результаты тестов грамотности чтения, математической грамотности решения задач в технологически насыщенной среде.
| |
Из истории образования |
|
234–251 |
Чащухин Александр Валерьевич - кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин НИУ ВШЭ (Пермь). Адрес: 614070, г. Пермь, ул. Студенческая, 38. E-mail: alexandr-pstu@mail.ru
Рассматриваются особенности габитуса и речевых практик работников отделов народного образования поздней сталинской эпохи. Эти люди зачастую оказываются «невидимыми» для исследователей школьной системы, традиционно фокусирующих свое внимание на изучении педагогов и школьников. Между тем именно инспекторы и заведующие роно и облоно, методисты и преподаватели институтов повышения квалификации, партийные функционеры, курирующие вопросы образовательной политики, осваивали и производили дискурсы, которые не просто были основой официальной отчетности: их речевые практики транслировались на школу, структурировали картину профессионального мира педагогов. В исследовании используются материалы проверки, организованной в 1949–1950 гг. по инициативе обкома партии Молотовским (Пермским) областным отделом народного образования. Проверяющих интересовало состояние преподавания двух школьных предметов, ответственных за идеологию: истории и Конституции СССР. Анализируются способы использования политического языка в профессиональной педагогической сфере, реконструируются механизмы оценивания работы школьного учителя и практики, под воздействием которых формировался габитус педагога-эксперта в системе образования.
| |
Книжные обзоры и рецензии |
|
252–271 |
Любжин Алексей Игоревич - доктор филологических наук, научный сотрудник отдела редких книг и рукописей Научной библиотеки МГУ. Адрес: Москва, 103073, ул. Моховая, д. 9. E-mail: vulture@mail.ru
По мнению автора, столкновение идей М. Н. Каткова и А. П. Щапова — фундаментальное противоречие, которое помогает понять, исходя из каких оснований была разрушена традиционная русская школа. Современная русская школа — воплощение почти полуторавековой давности идей А. П. Щапова и радикальное отрицание педагогических воззрений М. Н. Каткова, идеолога русской гимназии последнего периода ее существования.
| |
|
272–283 |
Руднева Яна Борисовна - кандидат исторических наук, проректор по научной и инновационной деятельности ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан». Адрес: Россия, 420111, г. Казань, ул. Кремлевская, 9. E-mail: ya.rudneva@rambler.ru
Автор считает перспективным выделение университетских исследований в самостоятельную дисциплину. Она находится в стадии становления: концептуализации своего предметного поля и апробирования различных дисциплинарных подходов к описанию университета как гетерогенного объекта. Примером эффективного объединения усилий специалистов в разных областях науки для изучения проблематики существования и видоизменения университетов является рецензируемая коллективная монография.
| |
Размышления о ... |
|
284–300 |
Цукерман Галина Анатольевна - доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник Психологического института РАО. Адрес: 119019, Москва, ул. Моховая, 9. E-mail: galina.zuckerman@gmail.com
Ковалева Галина Сергеевна - кандидат педагогических наук, руководитель Центра оценки качества образования Института содержания и методов обучения РАО. Адрес: 105062, Москва, ул. Макаренко, 5/16. E-mail: centeroko@mail.ru
Кузнецова Марина Ивановна - кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Института содержания и методов обучения РАО, научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ. Адрес: 105062, Москва, ул. Макаренко, 5/16. E-mail: bernin@mail.ru
Методика «Тяни-Толкай» представляет собой гибрид тестов PIRLS и PISA. Она предназначена для диагностики читательской грамотности у школьников 4–9‑х классов и специализирована на информационных текстах. Эта диагностическая методика позволяет оценить динамику читательской грамотности отдельных школьников и групп учеников. Представлены данные трех выборок школьников, отвечавших на вопросы методики «Тяни-Толкай» дважды с интервалом в один-два года. Во всех выборках наблюдается одна и та же закономерность: значительный прогресс читательской грамотности у тех школьников, которые имели исходно низкие показатели, и регресс лучших читателей. Авторы приходят к выводу, что регресс лучших читателей объясняется особенностями культурных средств развития, дефицитом педагогических методов работы со школьниками, не обеспечивающих дальнейший рост читательской элиты.
| |
|
301–302 |
| |
|
|